Приключения двух студентов в Великом Новгороде

Наша необъятная Родина буквально усыпана древними городами с тысячелетними храмами и Кремлями. Турфирмы этим успешно пользуются. Колонны организованных путешественников в сопровождении гидов «штурмуют» старорусские крепости, после чего теми же стройными рядами отправляются к сувенирным лавкам.

Но одно дело — ходить туда, куда ведут. И совсем другое — выбирать дорогу самому. Города с многовековой историей предстают в новом свете, будь-то хоть Владимир с Ярославлем, хоть Великий Новгород, о котором и пойдет дальше речь.

И сказали мы: «Поехали!»

Главные герои этого очерка — ваш покорный слуга и мой хороший друг Костя Акушевич (в определенных кругах известный как Акушевиц или Шеф). Мы с Шефом довольно разные люди. Он очень ответственный человек (что бы он сам ни говорил), рассудительный и спокойный. Но всего этого у него слишком много. Там где одни, все взвесив, впадают в панику, Шеф начинает искать пути решения. Что касается меня я — типичный раздолбай. Меня не волнует, что со мной будет завтра. Только вперед, а там разберемся. В общем, мы друг на друга не похожи.

Мы постоянно спорим. Он не принимает на веру ничего из сказанного мной. Я тоже не остаюсь в долгу. Но одно нас объединяет: мы оба авантюристы до безобразия. Эта объединяющая сила отправила нас в Великий Новгород. Никаких четких планов у нас не было. Мы не знали, ни где будем ночевать, ни куда там пойдем. Карту города мы благополучно забыли дома. В десять вечера мы благополучно приехали в древний город.

Первое что поразило меня в этом городе — это Кремль. Он открыт с шести часов утра до двенадцати ночи. Но к полуночи мы попасть во двор старой крепости мы не успели. Поскольку перед этим мы находились мы явно не там, где можно было находится — на реставрируемой части стены.

При появлении новгородского представителя закона, ко мне в душу закралось некое сомнение, относительно того что этот день закончится хорошо. Но к моему несказанному удивлению страж правопорядка ограничился лишь ленивым взглядом в нашу сторону. После чего прошествовал дальше.

Привет, Медвед!

Стены Кремля мы оставили в покое где-то в полпервого ночи. И ту же наткнулись на медведя. Или «медведа». Кому как нравится. Зверь был пластмассовым, но выглядел как живой. Мы сделали с ним пару фотографий и отправились дальше.

Время позднее — пора было подумать о ночевке. Совета решили спросить у таксиста, который заодно бы нас туда и доставил. В гостиницах как назло не было мест. Мы поехали в кемпинг. Сначала я думал, что увижу большой палаточный лагерь, но оказался не прав. Это скорее напоминало кучу больших фанерных коробок.

Нам выделили номер за четыреста рублей. Это при том, что кемпинг расположен не так уж и далеко от центра. Это был первый раз, когда меня удивили новгородские цены. Второй не заставил долго ждать. Я повернулся к таксисту, памятуя, что мы исколесили полгорода и, понимая, что это встанет в копеечку, спросил у него цену. Он сказал, что я должен ему сто пятьдесят рублей, чем и убил меня наповал.

Для сравнения: в моем родном городе с меня бы за такую поездку содрали бы не меньше четырехсот рублей. И это при условии, что мой город меньше и дальше от столичных регионов. А таксист принял нас за людей, у которых есть довольно приличные деньги. Еще и извинился за то, что не нашел для нас ничего приличнее, чем кемпинг. Наивный. Если бы он хоть раз побывал в моей общаге, то извиняться бы не стал.

В нашем "номере" было две кровати, два стула и стол. А нам большего и не надо было. Я вырубился почти сразу, потому как не спал до этого двое суток. Проснувшись, я буквально подскочил, потому что мне надо было на вокзал, а оттуда в Москву, на олимпиаду. Кстати если это будет читать Костя, хочу еще раз извиниться перед ним за то, что так несправедливо его обидел. Собравшись, мы вышли на улицу и направились к вокзалу.

Память у меня «дырявая», поэтому название шоссе, по которому мы шли, я вспомнить не могу. Но именно я поразился новгородскими ценами в третий раз. Мы зашли поесть в столовую. А поскольку ели мы в последний раз в пять часов вечера, у Кости возражений не нашлось. Это заведение называлось столовой, на мой взгляд, исключительно из-за огромных площадей. Сервис же там был почти как в ресторане.

Нам очень быстро принесли наш заказ. Сначала местные расценки меня не удивили. Ну, сто двадцать рублей за гороховый суп и куриную отбивную, ну и что. Но удивительно было другое. Мой богатый жизненный опыт питания в столовых подсказывал — стоимость того что нам подали несколько выше того, что мы заплатили. Еще в это заведение часто заходили люди и брали штук по пятнадцать сосисок в тесте. Наверное, здесь пекут какие-то особенные хлебобулочные изделия.

К церкви без купола

Пообедав, мы вышли на улицу. Гуляли по необычайно чистым улицам. Побывали и на местном стадионе. Рядом с ним есть любопытная статуя, изображающая то ли лося, по версии Кости, то ли лошадь, как казалось мне. Определить точно было сложно, у скульптуры не было половины головы. Но я все равно сфотографировался на ней, как Наполеон. Потом вышли на берег реки. Как же много в Новгороде церквей! Куда ни посмотри, везде — маковки соборов, часовен и монастырей. Почти каждая улица упирается в православную святыню. Глядя на все это великолепие, на всю эту старину (мы видели церковь, построенную в 1207 году) осознаешь, насколько глубока, многогранна и неповторима наша культура. Нет другой такой страны в мире.

Мы с Костей снова оказались в Кремле. На этот раз обошлось без приключений. Покинув внутреннюю площадь крепости, мы набрели на некое подобие крепостного вала. Он нас весьма заинтересовал, и наш дальнейший маршрут пролегал по нему. Вернее по его гребню. Он протянулся, как я потом понял, через всю западную часть города. Пошли по направлению к югу и, в конце концов, вышли к одной из старых сторожевых башен. Толщина ее стен впечатляла. Длины всей моей руки не хватило бы чтобы дотянуться до конца бойницы. А руки у меня, скажу вам, довольно длинные.

Вдалеке мы заметили церковь, у которой от купола остался один каркас. Шеф предложил пойти осмотреть ее. Я его конструктивное предложение всецело одобрил. Тем более к храму вела хорошая асфальтированная дорога.

Сначала я не обратил внимания на обычный одноэтажный частный дом, которых было довольно много вокруг. Наверное, мы бы его так и не заметили, если бы не здоровенный, примерно, метр двадцать в холке, кавказец. Судя по лаю, он был нам не рад. Когда он гавкал я все больше и больше убеждался в том, что в его пасть без особой задержки пролезет мой кулак. Мы решили уйти огородами, в самом прямом смысле этого слова.

Приглушенно матерясь, счищая огородное удобрение со своих подошв, наш дуэт выбрался на небольшой «заводок». Для тех, кто не знает, «заводок» — это такое ровное пространство, находящееся на одном уровне с рекой. Из-за этого его часто заливает. Кавказец следовал за нами. Он конвоировал нас, пока не кончился прилегающий к дому участок. Потом появилось еще одно мохнатое животное. На этот раз своим присутствием нас почтила овчарка. Мы пошли в отступление через заросли то ли кустов, то ли деревьев.

Перспектива оказаться спиной к собаке, у которой был явно не самый лучший день в жизни, не вселяла в меня уверенности. Поэтому я прокладывал дорогу через заросли самой мягкой частью своего тела. Шеф тем временем раздобыл небольшой двухметровый дрын, и занял линию обороны… на тополе. Собака и не думала уходить. И когда я уже начал нервничать, охранник завода, который находился недалеко от нас, позвал своего пушистого помощника.

Мы все-таки добрались до нашей «безголовой» церкви. Попасть внутрь можно было только через наполовину замурованное окно. Это, кстати, одна из удивительных особенностей Великого Новгорода. Там все замуровано. То есть, все то, присматривать за чем городским властям уже не хватает ни сил, ни средств. Мы залезли внутрь по металлическому пруту, свешивающемуся из окна. Табличка на стенах церкви гласила, что это памятник архитектуры. Но судя по следам костров внутри, это больше напоминало капище некоторых, не особо сознательных личностей.

Обратно к вокзалу мы добрались без особых происшествий. Что несколько меня разочаровало.

По пути мы купили большой килограммовый пряник и огромную десятикилограммовую щуку. Последние местные рыбаки отдали нам за двести тридцать рублей. Это была не щука даже, а какое-то лохнесское чудовище!

Так закончился для нас еще один обычный день нашей жизни.