Золотая баба, где твоя Родина?

В конце четырнадцатого столетия нашей эры, крестители всея Руси в своей непримиримой борьбе с язычеством столкнулись со странным явлением. Оказалось, что многие представители «диких» приволжских и уральских племен поклоняются не только деревянным божкам, но и некоему таинственному идолу из чистого золота.

В летописях того времени упоминается загадочная скульптура женщины, которую «неверные» почитали больше жизни. Но что это за статуя? Каковые ее корни? Где ее родина? Эти вопросы до сих тревожат умы многих ученых и исследователей любителей. По сей день строятся самые невероятные версии.

Все исследователи, пытавшиеся разгадать тайну языческого божества, отмечают, что идолица была той еще путешественницей. Маршруты странствия статуи порой приобретают самые фантастичные очертания. Одно точно, некая скульптура, отлитая из золота, в XIV веке находилась на севере современного Пермского края, где-то в районе Чердыни. Об этом мы узнаем из Никоновской летописи с отсылкой на Стефана Великопермского — епископа, прибывшего в те края крестить пермян и зырян.

У историков есть некоторые сомнения насчет точного изложения действительности в этом документе. Дело в том, что летопись составлялась много позже самих событий. К таковым относят и упоминание о Стефане. В древних бумагах он называется святым, но канонизирован он был только в 1549 году.

Но о Золотой бабе сообщается и в более ранних Софийской и Новгородской летописях, где рассказывается о кончине святителя Стефана.

«Живяше посреди неверных человек, ни бога знающих, ни закона ведающих, молящихся идолам, огню и воде, и камню, и Золотой бабе, и волхвам, и древью», — упоминают древние источники в 1398 году.

Более поздние упоминания об истукане относят нас то за каменный пояс Уральских гор, то еще дальше за Обь. Но откуда взялась скульптура из благородного металла в Верхнекамье?

А баба то не золотая!

Есть предположение, что где-то в окрестностях древней Чердыни (Пермский край) или Усть-Выма (республика Коми) идола отлили пермские и зырянские (коми) язычники. Но о месторождениях золота тогда там никто вроде бы и не слыхивал.

Большинство найденных в тех краях археологических артефактов из золота и серебра, по утверждениям ученых, имеют восточное происхождение. О том, что Пермь Великая вела активную торговлю с Ираном, говорят многие источники. Да и опять же некоторые находки (бляшки с изображением диковинных для севера животных) подтверждают факт сотрудничества с востоком.

А может статуя была вовсе не золотой? Некоторые авторы статей о Золотой бабе, ссылаются на древнескандинавские саги. В последних действительно можно найти описания походов на Биармию (древнюю страну, простирающуюся предположительно от Архангельска до Уральских гор). И в сказаниях этих действительно упоминается некое капище с идолом. Идол в сагах был деревянным.

Один из таких походов описывается в Саге об Олаве Святом, написанной исландским хевдингом Снорри Стурлусоном в 1220-1230 годах. Путешествие викингов Карли, Гуннстейна и Торера Собаки произошло примерно в 1020-1030-х годах.

«Когда они приплыли в Страну Бьярмов, они пристали у торжища, и начали торг. Все те, у кого было, чем платить, накупили вдоволь товара. Торир накупил много беличьего, бобрового и собольего меха. Когда торг кончился, они отправились вниз по реке Вине».

Но уже когда по Северной Двине они вышли в море, Торер сообщил своим товарищам, что знает еще одно место, где можно неплохо разжиться. Викинг стал в красках рассказывать о каких-то курганах, хранящих несметные сокровища. К сожалению, в саге весьма скудно описывается маршрут их следования. Можно только догадываться, что по морю они прошли либо до реки Мезень, либо до Печоры (республика Коми), проплыв по которым вскоре пристали к берегам и пошли пешком.

«Сначала они шли по равнине, потом начались большие леса. …Они вышли на большую поляну. Середина поляны была огорожена высоким частоколом. Ворота в нем были заперты… Торир подошел к частоколу, всадил повыше свою секиру, подтянулся, перелез через частокол и оказался с одной стороны ворот, а Карли тоже перебрался через частокол и оказался с другой стороны ворот. Торир и Карли одновременно подошли к воротам, вынули засов и открыли их. Тут все бросились внутрь. Торир сказал:

— Здесь внутри ограды есть курган. В нем золото и серебро перемешано с землей. В ограде стоит также бог бьярмов, который называется Йомали. Пусть никто не смеет его грабить».

Ограбив капище, норвежцы поспешили обратно. Но Торер все не возвращался. Карли вернулся за ним и увидел, что тот отобрал у Йомали серебряную чашу с монетами. Тогда и он тоже решил снять с идола огромное ожерелье.

«Карли поднял секиру и рассек нитку, на которой оно держалось. Но удар был таким сильным, что у Йомали голова слетела с плеч. При этом раздался такой грохот, что всем он показался чудом. Карли взял ожерелье, и они бросились бежать».

И нигде не говорится о том, что идол был золотым. Напротив, тот факт, что голова легко отлетела от туловища, свидетельствует о том, что скульптура была вырезана из дерева. Да и не стали бы викинги оставлять идола из чистого золота. В других скандинавских сагах идол вообще описывается как «старик, вырубленный из дерева».

Неизвестно также, была ли богиня, названная на финский манер тождественна пермской Зарни-Ань или вогульской Сорни-Най. Но многие исследователи, говоря о Золотой бабе, почему-то ссылаются и на скандинавские источники в числе прочих.

Римская Юнона

Если все же допустить, что зыряне, пермяки и вогуличи поклонялись идолу из желтого метала, но самим отлить ее было не из чего, то откуда и как оказалась статуя в этих краях? Есть версия, что Золотая баба — это статуя Юноны, вывезенная из Рима во время его падения.

Такой гипотезы придерживался Юлий Помпоний Лет (1428 — 1497) — исследователь древних летописей и путешественник. В своих «Комментариях к Флору», написанных им около 1480 года он говорит, что во взятии Рима в 410 году наряду с готами, вероятно, участвовали и войска угров (предки мадьяр, манси и хантов), жившие в то время в Югорской земле: «Угры приходили вместе с готами в Рим и участвовали в разгроме его Аларихом... На обратном пути часть их осела в Паннонии (в районе современной Венгрии, Югославии, Австрии) и образовала там могущественное государство, часть вернулась на родину, к Ледовитому океану, и до сих пор имеет какие-то медные статуи, принесенные из Рима, которым поклоняется как божествам».

А что вполне правдоподобно. А если учесть то, что современные венгры действительно официально считаются потомками угров, то более чем правдоподобно. Историки, правда, придерживаются мнения, что угры ни с кем не воевали, а пришли в Европу по Средне-русской равнине через Украину в конце IX века. Но зачем одним надо было идти на запад, в то время как другие прекрасно жили на Урале? Неужели в своем походе они не встретили сопротивления и почти сразу благополучно образовали новое Венгерское государство? Разве Европа к тому времени не была поделена?

В римских и византийских хрониках IV и V веков за авторством Аммиана Марцеллина и Приска Панийского также упоминаются племена гуннов, время от времени совершавших набеги на Рим. К V веку относятся упоминания о вожде гуннов Аттиле. А народ гуннов образовался, по мнению ученых, в результате смешения на Приуралье угорских и тюркских племен. В 452 году гунны были разбиты, после чего как в воду канули. Может, ушли обратно на Урал? И разве не могли они 40 годами раньше туда же свести добытые в боях богатства вместе с некоей золотой статуей?

Тибеткая Гуаньинь

Наряду с версией западного происхождения идолицы, есть версия о восточных корнях богини. Якобы, золотая баба — это Гуаньинь, попавшая в Пермь Великую и за Урал из Тибета. Сторонники этой версии в доказательство своей теории почему-то прокладывают возможные маршруты в низовья Оби и на Ямал, забывая о том, что в тех краях идол стали искать уже в конце XV-XVI веках.

Основные аргументы приверженцев этой гипотезы просты и бесхитростны. Первое — Золотая баба родом из Тибета, потому что исследователи отыскали несколько возможных маршрутов от Тибета до Ямала. Это обоснование появилось более сотни лет назад, благодаря исследователю М. К. Сидорову. Второе — описание Золотой бабы российскими и западными историками и путешественниками XIV-XIX веков совпадают с обликом тибетской богини милосердия (Алексеев А. «Сибирь в известиях иностранных путешественников и писателей». Иркутск, 1941). Тот факт, что никто из охотников за идолом ее не видел, нисколько не смущает сторонников восточной теории.

Возможно, речь идет просто о разных скульптурах. Мол, у пермяков была одна — римская. У хантов с якутов — тибетская. Но представители восточной теории основываются на свидетельствах искателей приключений, вдохновленных на подвиги как раз с подачи летописных сведений о Стефане Пермском.

Еще в качестве доказательств приводятся какие-то будто бы схожие свойства тибетской скульптуры с золотой бабой. Барон Сигизмунд Герберштейн, посол германского императора в Москву, в XVI веке писал о том, что в внутри Золотой бабы, возможно, установлены какие-то трубы, при попадании ветра в них статуя издает различные звуки.

О «поющей» статуе упоминается в некоторых якутских легендах. А богослужение с участием скульптуры Гуаньинь тоже будто бы было связано с игрой некоей трубы.

Золотая богородица

Есть еще одна фантастичная версия. Идолом пермских, зырянских, и мансийских язычников служила статуя золотой богородицы или Мадонны. Если это была Мадонна, то где ее родина? Вероятно в Европе. Но зачем бы стали вогулы поклоняться христианскому символу? Думается, что к XIV-XV веку они все же имели хотя бы смутное представление о сути вражеской религии, которой всячески противились.

Если это богородица, то почему в виде скульптуры из золота, а не в виде иконы. И почему в Сибирской летописи, на которую ссылается М. Косарев, богиня хантов и манси — хоть и с младенцем, но нагая? И главное, что делала эта «богородица» в Перми Великой. По версии того же Косарева, скульптуру завезли туда первые крестители, установили в одной из построенных церквей. А святилище потом разорили вогулы, совершавшие частые набеги на пермяков.

Но первым крестителем был Стефан, благодаря которому и заварилась вся эта каша, ведь упоминал он незнакомый ему идол. Зачем бы манси стали поклоняться тому, что по их логике следовало бы уничтожить? Впрочем, противоречия переполняют каждую из гипотез. Может, и не было никакой бабы?

+ добавить комментарий
Вадим | 79.98.89.116
Николай Скуратов сказал(а):
Статуя Золотой Бабы находится на своём изначальном месте в устье Красивой Мечи на Золотой горе, наз…

Спасибо Николай! Но не вижу связи...

Николай Скуратов | 217.118.95.83
Вадим сказал(а):
Здравсвуйте Марина! А как вы думаете,где же может сейчас находиться Золотая Баба???

Статуя Золотой Бабы находится на своём изначальном месте в устье Красивой Мечи на Золотой горе, называемой в наше время Красным Холмом. Здесь с начала Новой эры обитали славяне, здесь родился миф. Смотрите мой фотоочерк "Золотая Баба" на блоге "Город48".

Вадим | 178.47.124.96
борис сказал(а):
золотая баба была, и вероятно есть, находится на территории Ханты-Мансийского округа, по крайней ме…

Здравствуйте Борис! Вы куда то пропали, а я так хотел услышать от вас повествование о Золотой бабе! То, что вы знаете и слышали о ней!

Вадим | 31.162.145.58
борис сказал(а):
золотая баба была, и вероятно есть, находится на территории Ханты-Мансийского округа, по крайней ме…

Интересно Интересно... А где они её видели и как она выглядела? Расскажите Борис!

борис | 188.17.128.117

золотая баба была, и вероятно есть, находится на территории Ханты-Мансийского округа, по крайней мере в 1927 году ее видели мои родственники, мой дед и моя мама, её звали Сорни най

Вадим | 83.149.34.235

Здравсвуйте Марина! А как вы думаете,где же может сейчас находиться Золотая Баба???