В самых диких уголках Западного Саяна. Продолжение.

Продолжение рассказа о походе по Западному Саяну. Первая часть нашей истории закончилась покорением горы Каратош. Однако медитация на ее вершине была недолгой — ведь нас ждали друзья на озере Позарым.

Как рождаются облака

До озера Позарым мы добрались днем, с остановками на поглощение голубики. На водоеме нас встретили громкими криками чернозобых гагар. После некоторых плутаний по берегам мы, наконец, нашли своих товарищей. Все вместе мы искупались и позагорали, благо погода нам благоволила. Потом полюбовались Улуг-Хольскими водопадами — самыми большими в Хакасии. Вот только главный каскад рассмотреть не удалось.

Здесь же встретили еще одну группу туристов, оказалось, что с одним из них мы общались по Интернет — как интересно порой пересекаются дороги. Мы остались на ночевку, а наши новые знакомые отправились дальше. Я уснул прямо под открытым небом. И благодаря этому на рассвете мне удалось увидеть, как на поверхности воды рождаются облака.

Дальше наш путь лежит в сторону Тувы. Сначала сквозь лес, потом через ерник — деревьев все меньше, а мы все выше. Наш отряд постепенно растягивается — силы на исходе. Но вот последний рывок, и мы на перевале. Здесь нам открылись огромные безлесные пространства. Внизу небольшая речка, журчащая среди каменных глыб.

Готовим обед. Что интересно, российские туристы используют газовую горелку, а поляки — только естественные предметы: камни, сухие ветки кустарников, огниво. И ведь интуристы вскипятили воду почти одновременно с нами. Эх, жизнь хороша, если есть не спеша. На горизонте виднеются ледники тувинских трехтысячников, скрывающиеся в облаках. Пикник в горах — великое дело!

О продвинутых тувинских охотниках

Теперь мы направляемся на юг — к озеру Кара-Холь (Черное озеро). Опять болота и маленькие озера. Солнце уже перекатывается за горизонт, и вот открывается долина нашего озера. Вдалеке гуляют овцы, слышатся крики журавлей. Красиво, но нужно спускаться — ночевка при здешних ветрах невозможна.

Утром возвращаемся к озеру. По пути встречаем семью тувинских охотников. Очень хотелось поговорить с местными, но не получилось — языковой барьер, однако. Тувинские охотники пастухи живут здесь практически в полной изоляции от цивилизации.

Долина очень ровная, плоская, покрытая низенькой травой, будто газон. Кое-где растут лиственницы, чем-то местность напоминает городской парк. У берега бегают мелкие кулички. В воде, хвостом кверху, кормятся огари. Озеро простирается в длину на десять с лишним километров. Где-то в его водную гладь резко падают горные склоны. Вдруг боковым зрением мы замечаем что-то совершенно невероятное. Поворачиваемся — ничего себе! Стоит тувинский домик, а рядом с ним… автомобиль! Оказалось, машина проехала сюда зимой по льду озера. Теперь вот ждет следующих морозов.

Но нам пора, нас ждет долина Устю-Элдиг-Хем. Солнце жарит так жестоко, что рюкзаки прилипают к спинам. Но мы самоотверженно продолжаем путь по конной тропе, которая иногда идет по довольно крутому склону. Слева от нас торчат скалы-останцы, справа течет речка Устю-Элдиг-Хем. На противоположном склоне гуляет олень. Но вот животное прячется в зарослях деревьев. Там же скрывается и палящее солнце. В темном небе мелькают силуэты летучих мышей.

Про космический корабль, соболя и косулю

Следующий день запомнится всем нам героический переходом через затяжной перевал Колбак-Пеш-Пажи-Арт. Чтобы перестать думать только о жаре и покидающих нас силах, пытаемся строить версии происхождения названия. Почему такое длинное? «Пеш» — пешеходный, «Арт» — искусство. О да, преодоление этого отрезка — настоящее искусство. Пробираться сквозь заросли карликовой березки в поисках тропы, в результате разрываем одежду. Но наши старания не проходят даром — мы на перевале.

С южной стороны почти на вершине горы что-то блестит. Непохоже на снег. Тем более не принять за камень. Может, корабль пришельцев? Все перегрелись. На спуске преодолеваем ерник. Остановились у снежника на ручье. Здесь, не смотря на август, цветут жарки. Увековечиваем это при помощи фотоаппаратов и идем дальше по ущелью вниз. Здесь уже растет кедр вперемежку с лиственницей. В сумерках добираемся до стоянки и разводим костер. Еще один дневной переход отделяет нас от цивилизации.

Что хорошо в последнем дне пути — так это легкие рюкзаки. Ну и пейзажи вдоль тропы не перестают радовать. А какой замечательный обзор Тувинских гор! Но вот вновь. Нам кажется не до эстетики. Пробираемся по земле, перепаханной кабанами, преодолеваем кустарник, перешагиваем поваленные деревья. Вдруг какой-то шорох. Соболь! Быстро вскарабкавшись на дерево, сидит на ветке и разглядывает нас с нескрываемым интересом. Забавный такой, мордочкой напоминает плюшевого мишку.

Поднимаемся на последний перевал. Жарко, и даже деревья уже не спасают от зноя. Идем вдоль небольшого ручья, иногда останавливаясь, чтобы полакомиться черникой. Легкий шум заставляют нас обернуться. Я не верю своим глазам — в десяти метрах от меня поднимается на склон косуля. К счастью, успеваем сделать несколько кадров.

Проходит каких-то полчаса, и мы уже видим трассу с перевала. Наш пеший поход закончен. Совсем скоро машина домчит нас до Абакана, и своем путешествии мы будем вспоминать долгими зимними вечерами.

Фотографии: Наталья Ермолаева, Виктор Бушков, Евгений Карачаков
+ добавить комментарий
Николай | 188.92.0.195

С удовольствием прочитал,т.к. у самого была идея такого похода,но в силу обстоятельств не получилось... но желание после Вашего рассказа возросло многократно!!! Спасибо!