Петербуржцы на Псковщине

Москвичи, стремящиеся вырваться из повседневности, традиционно отправляются колесить по Золотому кольцу. Петербуржцам до созвездия древнерусских городов центральной России добираться чуть дальше. Именно поэтому многие жители северной столицы в выходные совершают вылазки в не менее увлекательные исторические центры типа Великого Новгорода и Пскова.

Так и у нас однажды, дело было вечером, делать было нечего… Недолго думая, мы рванули на Витебский вокзал, а там куда ветер дунет. Ветер, и расписание поездов с ним согласилось, указал на Псков.

Ночные гулянья на набережной

В центре Псковской области мы оказались в самое «нетуристическое» время — часа в два, кажется, ночи. Но город, даже не думал засыпать — повсюду шум, гам, музыка, нетрезвая молодежь с какими-то странными светящимися и блестящими атрибутами и воздушными шарами. Вот так дела — мы умудрились попасть прямо на День города. Отмечалось 1105-летие со дня основания.

Впрочем, насчет «дня основания» мы загнули. Возраст древнего поселения до сих пор вызывает много споров. В 903 году Псков впервые упоминается в «Повести временных лет» и «Лаврентьевской летописи», однако археологические раскопки говорят о том, что жизнь здесь била ключом задолго до этого. Некоторым поселениям в этих краях приписывают возраст, превышающий 2000 лет.

Как бы то ни было, горожанам в праздник было явно не до истории. Одни, уже уставшие от «гудежа», рассасывались по улочкам, ведущим к домам. Другие, напротив, были еще полны сил и стремились на набережную — главное место городских гуляний. На берега реки Великой отправились и мы.

Величие главной водной артерии города благодарные жители в эту ночь всячески пытались поставить под сомнение, забрасывая бутылками, обертками и прочим мусором. И Великая не спешила наказывать своих несмышленых детей. Могла, наверное, взбунтоваться, нагнать пронизывающего ветра на вандалов. Но нет, она лишь смиренно наблюдала за происходящим. Разве что укрыла свои берега могучими тучами и туманом, дабы красоты древней архитектуры в сочетании с ослепительными природными пейзажами не вступали в противоречие с творящимся хаосом. И даже Тройцкий собор растворился, казалось, в этом дыму и угаре.

Прогулки вдоль Кремля

Быстро сообразив, что тихое созерцание дивных пейзажей за чашечкой кофе нам не грозит, мы покинули центральную часть и пошли по набережной в сторону не облагороженной ее части. Тут наше внимание привлекли кремлевские валы и возвышающиеся кирпичные стены с местами разрушающейся кладки. Мы решили исследовать укрепления более детально.

Ни что, и никто не помешал нам взобраться на старинные постройки. С возвышенности мы полюбовались Ольгинским мостом, ведущим в Завеличье. На том берегу сквозь рассеивающиеся тучи открывалась панорама на церковь Успения у Парома с огромной белоснежной звонницей рядом.

Вскоре нам пришлось-таки спуститься вниз — мы уперлись в одну из оборонительных башенок. Перекурив в тишине на заброшенном пляже, мы отправились дальше вдоль стен старинного Кремля. Так мы свернули с Великой и попали на берега реки Псковы.

Вскоре уставшие от долгого плутания мы просто упали на одну из полян близ маленькой речушки. В небе, посветлевшем от просыпающегося солнышка, все еще тускло светят крохотные звездочки. Колючие стебли трав то и дело пытаются попасть в глаза. Над ухом жужжат комары. А на другом берегу вдруг открылся необычайный пейзаж — миниатюрные аккуратные особняки, совсем не характерные для древнерусской архитектуры, да и для не очень древней тоже. На какое-то время нам показалось, что мы попали в какой-нибудь европейский городок типа Амстердама.

Об Ольге среди многоэтажек

Утром, когда окончательно расцвело, мы вернулись на главную набережную. Праздных гуляк уже сменили ворчливые дворники — город постепенно преображался. А мы тем временем перебрались на тот берег. Полюбовались видом Троицкого собора с моста. Отметили архитектурные изыски церкви Успения и Ольгиной часовенки. И отправились вглубь нового города.

Однако Псков советской застройки на нас не произвел сильного впечатления. Да и скульптура славной княгине Ольги на площади, окруженной стеклянно-кирпичными коробками, казалась какой-то неуместной. Продолжить путь мы решили на автобусе. По-традиции, все равно на каком, и не важно куда направляющемся. Но эта затея, нам быстро разонравилась. Один из «Икарусов», вместо того, чтобы устроить нам в честь вчерашнего праздника обзорную экскурсию, быстро вывез нас за пределы города.

Поняв, что ничего интересного мы тут не отыщем, мы взяли курс на вокзал. Но нет, мы не спешили покинуть Псковщину. У нас вновь родилась блистательная идея — отправиться в монастырь. Разумеется, не навсегда, да нас бы туда просто не взяли. Но побывать в Псковской области и не посетить Печоры равноценно преступлению. Но место в путевом блокноте, кажется, закончилось. Значит об экскурсии за святой водой и в пещеры Господни как-нибудь в следующий раз.