Ярославские Коровники: нечистая сила на святой земле

Район Коровники в Ярославле у местных жителей не в почете. Почти все, у кого мы не спрашивали дорогу до этих мест, искренне удивлялись, на кой они нам сдались. Даже словоохотливый таксист-краевед, коего мы окрестили так за его подробные экскурсы в историю древнего города, в красках описывающий один за другим памятник, не понял наших порывов взглянуть на древние святыни.

Но не только старообрядческим церквям обязаны мы своим желанием здесь оказаться. Как будто нечто неведомое манило нас сюда с огромной силой. А заманив, с той же силой вынудило нас поскорее отсюда убраться.

Несостоявшийся город-сад

Попадая в бывшую слободу, ныне небольшой район, расположенный в трех остановках от центра Ярославля, кажется, что занесло на самую окраину города, а то и вовсе в небольшой поселок. Кривые улочки, утопающие в жиже цвета кофе. Покосившиеся деревянные домишки, редко перемежающиеся с недостроенными коттеджами. Изредка попадаются люди с какими-то растерянными хмурыми лицами.

У крохотных магазинчиков, а-ля Сельпо кучкуется местная гопота — парни в «куртках-парашютах» и вязаных шапочках, девахи с волосами цвета подгнившей соломы и темным рядом на макушках, в лоснящихся «дутиках» в сочетании с высокими сапогами. Глаза у них пустые, пугающие.

В 2007 году местные журналисты прочили, что в этом месте вскоре будет город-сад. Всего-то, мол, дел — газ провести, и через два года за земли под элитное строительство здесь развернется настоящая война, уверяли «акулы пера». 2009-ый уже заканчивается, а до Рублевки пока далеко. Толи трубы с голубым топливом так и не подвели, то ли близость СИЗО местных олигархов пугает.

Свернув с Мельничной на Златоустинскую (улицы почему-то не были здесь переименованы с приходом советской власти) наблюдаем огромное общежитие из красного кирпича, революционной постройки. Или не общежитие даже, а нечто, как выразился ранее наш таксист, где живут (или существуют?) «люди третьего сорта». На окнах сушится потрепанное белье. Оттуда веет какой-то безысходностью. Чуть дальше, напротив, некое подобие детского сада, с верандами «убитыми» временем и гопотой. За ним открывается вид на легендарный храмовый ансамбль.

Заброшенные церкви

Первой перед нами предстает Церковь Иоанна Златоуста, строительство которой по заказу зажиточных посадских людей Ивана и Фёдора Неждановских старообрядцы начали в 1649 году. Величавый пятиглавый храм из красного кирпича с шатровыми приделами опоясан галереями с трех сторон, к которым ведут высокие крылечки. Кладочное узорочье наличников, арок и карнизов, кажется, можно разглядывать бесконечно. Сколотые цветные изразцы с изображением причудливых животных и цветов также надолго приковывают внимание. Особенно сильное впечатление остается от центральной апсиды, полностью обрамленной табличками с наливной керамикой.

Рядом чинно стоит более скромная зимняя Церковь Владимирской божьей матери. Ее возвели в 1669 году. Еще сто лет назад она была действующей и встречала прихожан в белоснежном наряде. Сегодня белила стерлись, но она, кажется, стала от этого еще прекраснее. Но, впрочем, вскоре она вновь предстанет перед путешественниками в парадном одеянии. Частично старообрядческая обитель спрятана за строительными лесами, за которыми то и дело раздаются стуки молотков.

Между двумя храмами гордо возвышается 37-метровая колокольня — та самая легендарная «Ярославская свеча», изображенная на 1000-рублевой купюре. Многоярусная башня считается одной из самых стройных в стране. Колокольню построили позже, в 80-х годах 17-го века.

Все это великолепие укрыто за невысокой оградой, перетекающей в «Святые ворота» с высокой аркой, по центру которой возвышается изящная башенка с маковкой и крестом. Вот только ворота эти пока закрыты наглухо. Как бы ни хотелось нам попасть во внутренний двор, сделать нам этого не удалось.

Капище на Волге

Стоит отвлечься от шедевров старообрядческой архитектуры и обратить свой взор на берег Волги, как душу пронизывает ощущение какой-то смутной тревоги. Что-то жуткое, пугающее охватывает нас. По правую сторону от лестницы, сквозь плиты которой прорастает пожухлая трава, в зарослях скрываются какие-то странные развалины, окружающие перекошенные детские качели.

Для кого их здесь установили? Едва ли на всю слободу наберется столько детей, сколько здесь качелей, а ведь неподалеку еще и садик. Чем служили раньше эти обрушившиеся кирпичные арки и столбы? Для чего к некоторым из них приставлены металлические лестницы? Странно, но ответов на эти вопросы мы не нашли и по возвращении.

И это не единственное здесь, что пугает своей необъяснимостью. Стоит посмотреть налево — глаз задержится на березах без крон. Кто-то изувечил русские красавицы, нещадно обрубив все-все ветки. Что интересно, голые стволы, устрашающе вписываются в ровный, будто заколдованный круг. Похоже на некий ритуал — ведь надо постараться, чтобы начисто срезать все ветки даже на большой высоте. Рядом с омертвевшей рощей пруд — вода в нем темная, мутная, гипнотизирующая.

Весь берег захламлен до безобразия: бутылки из-под дешевой выпивки, куски поролона, рваное тряпье и шприцы. Они здесь повсюду. Их столько, будто только вчера здесь прошла вакцинация от свиного гриппа. По ощущениям привили здесь все население города. Тут же валяется изувеченный манекен без головы. Что-то вроде местного пугала? Может здесь какое-нибудь сатанистское капище? Предположили, что сюда просто свозят мусор все кому не лень. Посмотрели вновь. Уж очень специфичны здесь отходы, на бытовые совсем не похожи. Картина видится еще более зловещей оттого, что и без того пасмурное небо заполонили тучи черного воронья.

Уже было собрались обратно, свернув на ухабистую, тонущую в лужах дорогу. Путь преградил развороченный УАЗик. В кабине сидели трое. С угрюмыми лицами и стеклянными глазами. Они, уставившись, сверлили нас своим взглядом, а стоило машине приблизиться к нам вплотную, один из них улыбнулся, сверкнув золотыми зубами.

Улыбнулся так, что представилось, едет эта троица сюда не иначе, как затем, чтоб сбросить в местный пруд пару трупиков. Еще на мгновение показалось, что мы можем стать следующими. От греха подальше обогнули дорогу по полю и почти бегом вернулись к церквям.

Мартини, припасенное для пикничка в «солнечных» Коровниках осталось нетронутым.

+ добавить комментарий
Татьяна | 95.31.147.50

На 1000-рублевой купюре изображен совершенно другой храм и другая колокольня. Не вводите людей в заблуждение.

Алексей | 92.242.49.232

Марина, изучите 1000 купюру. Нет там колоколни из Коровников (другой храм и колоколня).
За описание Храмов, спасибо