Старочеркасск: «причесанная» старина
Каждому городу можно присвоить свой цвет, свой вкус, свой запах. А сочетание всех этих качеств рождает символ. Взять, к примеру, Старочеркасск. Какой у него может быть фирменный знак? Если верить гербу 1803 года, то это лишь одна из вариаций двуглавого орла.
Стоит обратиться к ощущениям и в воображении всплывает блестящий керамический кувшин. Вот такая и есть древняя казачья станица — ярко коричневого цвета, с глухим и коротким звуком и запахом свежевыжженного кирпича.
В предвкушении
Гуляем по Ростову, никому не мешаем. Вдруг окрик:
— Ребят, а что это вы все фотографируете?
— Туристы мы. Вот улочка нас заинтересовала, необычная такая, старинная…
— Эээ, да вы не там старину ищете… Вы б лучше в Старочеркасск поезжали. Там вам и древность и самобытность. Одна архитектура чего стоит. Христианские традиции в переплетены с языческими. Там ведь раньше капища были. Нигде такого не увидите. Как вам?
Нам нравится. И вот мы спешно впитываем информацию о том, как лучше добраться до этого донского чуда. Еще мгновение, и мы уже на пути к Аксаю, откуда идут маршрутки до станицы. В Аксае пропускаем ряд газелей. Людей много, мест всего 15. Многие едут стоя, мы не решаемся. Не выдерживаем и останавливаем такси. Какой-то час в дороге среди пшеничных полей и извилистых рек, и мы в самом центре Старочеркасска.
Сердце станицы, словно солнышко, рассеивается на маленькие улочки. «Лучи» упираются в громады церквей и храмов. Мы в некотором замешательстве. Какое же направление выбрать? Где искать следы язычества и старообрядчества? Идем наобум.
Гламурная деревенька
Проходим вдоль аккуратных деревянных домиков. Все будто сегодня выкрашены, с белоснежными резными наличниками, с удивительно ровными заборами. Останавливаемся у одной из избушек. Смотрим с тоской и умилением одновременно.
На заборе — кувшин. Тот самый. Блестящий и звонкий. Вот как женщина проводит часами перед зеркалом, создавая мэйк-ап а-ля «я не накрашенная», так и этот сосуд с залакированным отколом красуется на одной из досок. Кривовато так болтается кувшинчик, но под очень правильным углом, не нарушая гармонии искусственно созданной композиции.
За забором маленькие стожки одинаковой формы из «соломы высшего сорта». Никакого подгнившего, пожухлого настоящего деревенского сена. На сочно-коричневые черенки натянуты блестящие веревки. На веревках дышат свежестью «Ленора» казацкие наряды. Белье заботливо укрывают кроны ухоженных до неприличия садовых яблонь. За кристально чистыми стеклами окон прячутся яркие тряпичные куклы с фольклорным орнаментом. Да уж, из такой гламурной избы никогда не выйдет растрепанная Аксинья с коромыслом. Не скрипнет калиткой здесь и ее незаконный жених Григорий.
Идем дальше. Картина ничуть не меняется. Разве что цвета игрушечных домиков: то ярко зеленый, то ярко бардовый, то ярко голубой. А между ними бабушки торгующие сувенирами. Некоторые старушки продают молоко. В кувшинах…
Монастырь и клоуны
— Ддда, вы эттта… вон к ик-ик-иконе сходите лучше, — вдруг кто-то бесцеремонно теребит за рукав.
Оборачиваемся, перед нами какой-то плохо одетый, с торчащими в разные стороны волосами, пацан.
— Тебе чего? Денег что ли? — придя в себя, спрашиваем мальчугана.
— Ннне. Не нннадо… К ик-ик-иконе б сход-дили… и к собббору вовойску…
Какому еще войску? Не понятно же не…, — вдруг нашему взору открывается белоснежная громадина некоего храма с высоченными остроконечными башнями.
«Музей-заповедник. Церковь Донской иконы Божьей матери», — читаем мы на табличке.
— Ддда, ддда, к ик-ик-иконе, — кивает парень.
Заходим в скверик за забором. Цветов-то сколько. И аккуратно так посажены, подстрижены — точь-в-точь как в Петербурге около дворцов. Нескромно, право, для церкви-то. Тут же ларек какой-то. Рассмотреть, чем нынче торгуют при святынях, не успеваем — наше внимание отвлекают… клоуны. Прогуливаются себе такие среди надгробий в париках и с шарами.
Покидаем территорию церкви и тут же оказываемся у входа в мужской монастырь. Он, правда, закрыт. Ну и правильно, а то, не дай бог, клоуны и туда б наведались. За обителью монахов раскинулось атаманское подворье — тоже архитектурный памятник. Там довольно людно, маршируют какие-то солдатики. Мы не рискуем втиснуться в эту гуляющую толпу и идем дальше.
Продается!
А вот и Войсковой собор. Гигантский, белоснежный, с золочеными крестами. Тут же заканчивается первый «луч» Старочеркасска. Мы быстро обходим территорию храма, торопясь увидеть, а что же за… А «за» никакой туристической вычурности. Серая покосившаяся хибарка в заросшем сорняками огороде. На заборе надпись: «Продается». По соседству еще несколько таких халуп.
Миновав «недвижимость, выставленную на торги», попадаем на лесную опушку, ограниченную полукругом ржавеющих пушек. До этого наследия былых времен заботливые стилисты-рестовраторы еще не добрались. Мы спешим запечатлеть орудия на «пленку».
Тут же память на века казацким «стрелялкам» обеспечивают студенты-художники на холстах. Еще здесь очень приятно пахнет костром и запеченной картошкой. Уходить не хочется, но нужно обследовать и другие улочки. Должно же быть где-то наше «чудо».
Ну, где же?
Плутая по улочкам станицы, натыкаемся то на деревянные скульптуры, стилизованные под славянских идолов, то на музеи, то на церкви. Упираемся в полуразрушенные стены с облупившейся краской. Что же за ними? Может «Оно»? Вот и кошки, гуляющие по развалинам, как-то хитро нам подмигивают.
Заходим в одну из арок — нет, язычеством здесь и не пахнет. Больше похоже на частную территорию. Возле особняка припаркованы дорогие джипы, рядом гуляют блеющие рогатые животные.
Подходим к еще одной православной святыне — Вознесенской церкви. Рассматриваем ее с разных сторон, вглядываемся в роспись под куполами. И здесь типичные христианские символы. А в это время отходит последний автобус до Ростова. Да и черт с ним, с этим «чудом». Нет его здесь. Загружаемся в ПАЗик, и прощаемся со станицей.
— Смотри, смотри, там, кажется, что-то есть, — тормошит меня, уже было задремавшую, мой попутчик.
За окном показывается еще один храм. Он стоит на самой окраине городка, поэтому из центра увидеть его мы просто не могли.
— Да, ну, показалось, — недовольно бормочу я.
Да приглядись ты, над ликами святых солнца с лучами в виде завитков. Ты где-то такое видела, — не унимается приятель.
— Мы такие на масленицу в школе рисовали.
— Вот то-то же. Эх, поближе бы рассмотреть, — вздыхает друг.
— Да их как угодно можно трактовать. А сама-то постройка не древняя совсем. Судя по кладке, век восемнадцатый. Хотя…
Но автобус неумолимо мчит нас в Ростов. Церковь скрывается за холмом. С минуту ее купола еще можно разглядеть сквозь заросли травы. Но вскоре и они исчезают…
- 9 сентября 2009 г. 16:38
Очень интересное место!Благодать! Если не знаете истории казачества, надо брать экскурсовода,тогда будет интересно и понятно.
Я выросла в этой станице, хоть бы одним глазком глянуть на родную мне землю, на Дон, удивленна, что вы там ничего не увидели, кроме гламурного блеска, неужели так изменилась моя станица, а как же Аненнская крепость, а как же икона Крещение Руси, а как же легенда о том что везли через наш город Черкасск разбойника и бунтаря, и держали его в Войсковом Соборе на цепях, ведь были и цепи и оковы, сами видела, а плита где молился сам цать Петр 1, да печать, голый козак на бочке с саблей а к этому легенда, которую мы считали правдой, да я теперь так думаю, первый мужской лицей на дому и мн. другое, жаль, что у вас сложилось такое впечатление, а я вот тоскую по этим местам. с ув. Лариса Владимировна
Цирк лицензию не дал.
А чего клоунов не сняли?
Собственно Старочеркасск - станица донского войска! Странно, что этого не узнали. Там есть одно забавное здание, на котором изображена печать этого войска - Голый мужик сидит на бочке вина, на поясе одна сабля. Как вам символ?.. Эх и из Ростова в Старочеркасск можно по Дону, а не в пыльном автобусе...
Тоже много путешествую, и поняла важную вещь - нужно говорить, заговаривать с людьми, которые там живут, по доброму. Им в глубинке приятно, что приедут, интересуются, а вам полезно - и места покажут где искать, и историй расскажут. Тогда уж и рассказы будут получаться полные.