Булгар: обновленные реликвии Татарстана

Мы не очень-то жалуем восстановленные причесанные святыни и облагороженные достопримечательности. Нашу русскую седую старину тюнингуют либо не зная меры, либо не ведая вкуса, либо, и чаще всего, из половины, будто нарочно поражая туристов контрастами. Дряхлая развалина девятнадцатого столетия, соседствующая с щегольски отполированным разукрашенным храмом века двенадцатого и окруженная к тому же вереницей сувенирных палаток и фастфудными бистро — отнюдь не редкость в наших «жемчужинах» золотых, серебряных и прочих колец. И это только по форме. Что до содержания... Обычно всякое вмешательство бодрых реставраторов убивает напрочь и атмосферу, и дух времени, и смыслы. Отчего-то совсем не так в Татарстане.

В маленьком городке республики, древней столице Волжской Булгарии археологические раскопки идут одновременно с пышным строительством, православные церкви эпохи классицизма красуются на фоне древних ханских мавзолеев. И сувениры здесь не в дефиците и с хлебосольными кафешками все нормально. И как-то все на своем месте, главное — органично вписано в контекст. В чем секрет?

Из глубин веков

Для начала краткая историческая справка. По одной из версий, Булгар появился на средней Волге не где-то в промежутке между VII и X веками. В эти три столетия булгары — предки нынешних татар — бурно выясняли отношения с прикаспийскими хазарами. Последние оттеснили первых к средней Волге, к излучине Волги, сливающейся с Камой. Дальше булгары отступать наотрез отказались и в подтверждение серьезности своих намерений поставили на берегу город — чтобы, значит, было в случае чего жалко бросить.

Город, судя по летописным упоминания, поставили знатный — истинно столичный. Тут велась оживленная торговля, как с арабами, так и с русскими, а заодно и с греками и кавказцами, тут переплетались основные магистрали связывающие Европу с Востоком и тут же находился в своем роде образовательный и промышленный центр.

В XII-XIII веках на Булгар обрушились монгольские орды. Побесновались тут немножко подопечные Батыя да и успокоились, нашли они, что городок-то ничего себе — ладный. В общем, осели кочевники. Одно время тут даже ставка была Золотоордынская. А вот потомкам Батыя тут не понравилось, они взяли и снова все порушили. Случился сей гневный исторический приступ в 1361 году.

Сегодня тут уже многое восстановлено, и весьма бережно — руинообразно. Многое еще восстанавливается и даже откапывается. Раскопки повсюду, такое ощущение, что рыть начали только вчера, хотя копают с 1877 года — основательные ребята. А где не копают, там строят.

Экспозиция древностей

На фундаменте Соборной мечети, что воздвигли здесь в XIII веке, кажется, смешалось первое, второе и компот. С ходу и не поймешь: то ли тут еще педантично просеивают грунт, то ли уже реконструируют, а то ли уже все закончили — любуйтесь, гости-дорогие. Памятник выглядит как учебное пособие для студентов-архитекторов. Тут и план сверху, и схемы в продольных и поперечных разрезах и, наконец, вариации объемных моделей. Очень эффектно. Хочешь — разглядывай разновековую начинку стен, хочешь — любуйся замысловатым орнаментом новеньких оконных решеток. Неровная, полуразрушенная стена — чистая стилизация, минарет — явный и неприкрытый новодел, колонны — вообще смесь античности и классицизма... Но все вместе удивительно гармонично. Загадка!

Рядом с мечетью стоит Успенская церковь XVIII века. Такое соседство в Татарстане не только не редкость, но и закономерность. Явление это можно наблюдать как в Казанском кремле, так и в небольших татарских селениях — видимо оно символизирует дружбу татар и русских, веротерпимость и многоконфессиональность единой и неделимой. Хотя, понятное дело, тут могут читаться и другие всякие-разные подтексты. Но мы об этом в наше смутное время писать не будем. Тем более, что сегодня в белокаменных палатах располагается ни алтарь с иконостасом, а историко-археологический музей.

Неподалеку от музея находится Восточный мавзолей — кругло-пузатый, обеветренно-выщербленный с новой сияющей конической крышей. Постройку датируют XIV веком. В начале XVIII века мавзолей увенчали крестом и нарекли Церковью Святого Николая. Поступок престранный — все равно, что обустроить часовню в юрте. Историческую нелепость исправили только в 1994 году — заменили крест на полумесяц.

Идите вы в баню

Историко-архитектурный комплекс в Булгаре разбит на две части. Интересны обе, но первая больше парадная, концентрированная, немного с претензией, а вторая скромно-самодостаточная, разбросанная, располагающая к очень неторопливым прогулкам. Памятники здесь не стоят впритык друг к другу, они утопают в луговом многоцветье, теряются в зарослях кустарника, соединены они лишь узкими извилистыми тропинками

Здесь находится еще один мавзолей — Северный мавзолей. Он будет поинтереснее первого — чуть приплюснутый, несколько дикий, собранный как будто из более грубого камня, чем его благородный восточный брат. В последние два столетия здешний монастырь использовал его как погреб, теперь в этой холодильной камере «сохраняются» надгробные плиты, найденные на территории древней столицы. Камни испещрены красивой арабской вязью.

Старательные археологи откопали в Булгаре и остатки разных пышных палат. Была тут из них целая палитра — одна палату именовали «Красной», другую - «Белой», ну и, наконец, третью - «Черной». Последнюю можно лицезреть сегодня в полную величину. Белая палата тоже немного сохранилась. Правда, очень условно. Во времена Золотой орды здесь была баня — место в ту пору не столько санитарное, сколько социальное — ту обсуждались важные политические вопросы, перемывались вместе с телами городские сплетни. Короче паханы и тогда любили перетереть темы в сауне.

В районе «ханского кладбища», куда ведет мост через Иерусалимский овраг есть еще два замечательных памятника — Ханская усыпальница (что-то вроде коробка с круглой крышей) и Малый минарет. Минарет, действительно малый и узкий, если подняться по его винтовой лестнице, то головокружение обеспечено. Зато через крохотные окошки можно полюбоваться на окрестности городища.

Грандиозный новострой

Кстати об окрестностях. Они впечатляют. Здесь уже построены две новых, огромных мечети. Первая, декорированная замысловатыми узорами и увенчанная ослепительным куполом, встречает путешественников и паломников сразу перед главными воротами в исторический комплекс. Она возвышается на обрывистом береги красавицы Волги. К реке от мечети ведет широкая лестница.

По-настоящему потрясает Белая мечеть. Ее называют татарским Тадж-Махалом. И не преувеличивают. Ее воздушный купол и тонкие, парящие, белоснежные минареты видны еще издали. Аркады, галереи, башенки, ажурные перевязки, резные карнизы, колонны, широченные лестницы, огромная площадь с фонтанами — чего только нет! Да простит меня читатель за извержение такого банального восторга, но иначе не получается. Это не тот случай, чтоб упражняться в утонченности слога, потому что это захватывает так, что не думаешь о словах. Это великолепно!

И немного желчи под занавес

Но сбавим чуть обороты, выдохнем и закончим сей очерк спокойно и чинно. Прийти в себя, кстати, после всех потрясений в Булгаре можно в гостеприимной чайной при музее хлеба. Во всяком случае нам свежая выпечка этого чудного кафе пришлась очень ко времени — скудный гостиничный завтрак в виде омлета с детскую ладошку и треугольничка «Хохланда» не способствовал долгий прогулкам. Это я так ненавязчиво сейчас хочу поругать администрацию отеля «Регина». Омрачают отдых они не только завтраками и отсутствием чайника в номере, но и скверной отнюдь не гостеприимной политикой.

Конкретно наш случай. При бронировании нас заверили, что две ночи и один день обойдётся в 2400. Ночью во время заезда взяли почему-то 1600, как за сутки, а утром «обрадовали», что мы либо должны покинуть отель, либо, если хотим остаться на оговоренный по телефону срок, заплатить ещё 1600. Администратор дала понять, что ей плевать, что мы заехали глубокой ночью, сказала, что сутки истекают в полдень, а половина суток при продлении равна шести часам – таковы, дескать, европейские стандарты. Дело, конечно не в математике, а в несоответствии заявленного действительности.

Ну да черт с ними. Благо, помимо «Регины» в Булгаре есть замечательный палаточный городок. Я бы даже сказала шатерный. Весь лагерь — это триста огромных шатров (в нашем поместилось аж три полноценных кровати), внушительный гигиенический комплекс (туалеты в два ряда, душевых кабины, десяток умывальников). И все удовольствие за триста рэ. И, главное, атмосферно, душевно, красота... Летом самое оно.

+ добавить комментарий