Когда бездна вглядывается в тебя. Поход на Красноярские столбы

Скалы-останцы под Красноярском - настоящее чудо природы. Посмотреть на них стоит. Даже если для этого необходимо преодолеть расстояние в 3500 километров, как это было в нашем случае. В Красноярский край из Питера отправились мы только ради этих сиенитовых глыб, раскиданных по бескрайнему сибирскому лесу. До заповедника «Столбы», уже из Красноярска, «шли» мы полных два дня и то, что увидели, поразило воображение настолько, что еще неделю я подбирала слова, чтоб все ЭТО описать… Признаюсь, так и не подобрала.Но все же попробую передать хоть малую частичку того, что довелось испытать.

Моральная предподготовка

Я не случайно взяла слово «шли» в первом абзаце в кавычки, ибо чтоб идти до столбов два дня из города нужно очень сильно постараться, ведь заповедник расположен примерно в часе езды на общественном транспорте из центра Красноярска. А до ближайших скал от автотрассы каких-то 8 километров. Согласитесь преодолеть такое расстояние ради такой красоты - совсем даже не подвиг, но… Как это часто бывает, по закону подлости, еще в поезде меня неслабо продуло и поход на природу пришлось на пару дней отложить, ограничившись прогулками по городу. Но время не пришло впустую, вечерами после наших вылазок, красноярцы Саша и Денис, у которых мы остановились (за что спасибо им огромное) настраивали нас на нужный лад, потчуя увлекательными историями о столбах и столбистах.

Вот Саша уже демонстрирует нам фильм о красноярском чуде природы. Картинку сопровождает своими комментариями:

- Вот Володя Теплых штурмует скалу, разбился он в 1990 году. Через год после него со Второго столба сорвалась знаменитая Людмила Зверева…

- Ээээ - недоуменно обрываем мы собеседника, - может нам, неподготовленным, туда вообще соваться не стоит?

- То ж исключения. И потом Зверева почти всегда лазила без страховки, да по самым сложным ходам, 70 с лишним ей было на момент гибели, - пытается успокоить нас Александр. - Вот-вот на этом кадре она молодежи мастер-класс показывает. А вот Юра Попов сорвался с Митры, когда ему было 20 лет.

Я перевожу разговор на менее мрачную тему, касающуюся столбистских избушек. Очень уж мне интересна история их создания и, конечно, интересуюсь, есть ли возможность оказаться в одной из таких.

Поскольку сами ребята никакими апартаментами в заповеднике не владеют, то о перспективе попадания в домики столбистов рассуждают скептически:

- Это надо заранее с хозяевами договариваться. Избушки, конечно, не закрытые режимные учреждения, но чужаков в них не любят - не ровен час дебош кто в них устроит, осквернит, словом, избу. А ведь избы эти строились буквально потом и кровью. Сами посудите, в заповеднике деревья рубить нельзя, выходит стройматериалы все надо тащить в лес километров 5-7 от машины, да все в гору. Эдак избушка при таких трудозатратах на вес золота. Да и сохранить удалось далеко не все из построенных таким способом домики. Ночлежки эти и жгли и сносили в разные периоды. Частенько отношения столбистов с администрацией заповедника в этом вопросе заходили в тупик. Теперь вроде как-то мирно сосуществуют, администрация не уничтожает постройки, столбисты помогают по мере возможности заповеднику, кто-чем может.

Далее мы задаем уточняющие вопросы касательно оптимального маршрута. Денис рисует нам карту подъезда к столбам, снабжает нас другими не менее важными рекомендациями, и мы довольные и почти счастливые ложимся пораньше спать, чтоб встать рано-рано и, наконец, совершить марш-бросок до причудливых скал.

По дороге к мечте

На третий день нашего пребывания в Красноярске мы все же совершили над собой усилие и отправились в «дальний путь» на столбы. На Предмостной площади мы «зарулили» в местный супермаркет и набрали самых разных булок, сухарей и минералки, памятуя о дальней дороге и не рассчитывая на горячие обеды-ужины на лоне дикой природы. В общем, настроили себя так, будто собрались блуждать по сибирской тайге без намека на цивилизацию неделю, по меньшей мере.

50-ый автобус «домчал» нас до остановки «Турбаза», а здесь уже… Народу столько! Все одеты по-спортивному, кто-то с лыжами. Все идут по одной дороге. Этот поток не оставил нам никакого права на раздумье, куда же идти дальше. Для порядку я все же спросила одну из женщин, двигающуюся в обратном направлении, по той ли, дескать, самой дороге к столбам. Женщина в спортивном костюме широко заулыбалась, глаза ее засияли, и она радостно закивала. Было видно, что она-то уже «настолбилась» (в хорошем смысле этого слова, надышалась свежим воздухом, а отнюдь не какими-нибудь алкогольными парами).

Первый отрезок шли как на параде, дружным строем, который то и дело оттесняли к обочине проезжающие автомобили. Оказывается, если заплатить каких-то 70 рублей, то можно заехать на территорию заповедника, избавив себя от необходимости «переться» 3 километра до первого кордона. За 1200 автолюбители могут позволить себе даже чуть больше, но ненамного. Впрочем, после первого кордона мы машин уже не видели. Да и людей почему-то стало меньше. Кто его знает, может часть «строя» шла не на столбы, а в хозяйственную часть заповедника.

На кордоне мы остановились «передохнуть», выпить чаю, который продавали в здешних ларьках. Обратили внимание на множество рекламных растяжек, в окружении которых скромно, будто бы даже извиняясь, стояла небольшая часовенка. Вдоль вышедшей за края и утопающей в лужах дороги стояли различные информационные стенды.

Следующий отрезок дался нам, особенно самому младшему нашему начинающему «столбисту» тяжелее - тропа уходила в гору. Не удивительно, что следующая наша остановка оказалась более продолжительной, а булочный допинг для пятилетней туристки более внушительным. Но и оптимизма прибавилось - две трети пути позади. Зато следующий отрезок оказался еще более крутым. Пройдя пару километров, мы повстречались с пожилой женщиной, отдыхающей на бревнышке:

- Ох, не одолеть мне уже «Пыхтун», - причитала та.

- Пых-что? - тут же спросила я.

- Да последний подъем. Мы его так называем. Уж больно крут он. Стара я для него стала, - пояснила пенсионерка.

Потом женщина двинулась в обратный путь. «Это ж надо, - подумала я, - пройти 7 километров и, почти достигнув цели, отступиться». Подготовившись к худшему, мы решили преодолеть подъем одним рывком. И нам даже это удалось. Вот мы на последнем перед Первым и Вторым столбами третьем кордоне. Уже выглядывает из-за елок (кстати, пронумерованных) мощная каменная глыба. Счастье почти рядом, и тут… Повалил снег. Огромные белые хлопья. И так густо, что ничего-ничего не видно. Ни столбов, ни даже узкой тропинки к ним. И самое обидное, мы, кажется, остались без фотографий.

Игры Красноярских богов

Как бы то ни было, мы решили идти вперед. Пусть в снегопад. Пусть даже эти мокрые хлопья норовят попасть за ворот, в глаза, в нос. Пусть по раскатанной тропе можно подняться, только перебирая ноги «лесенкой» или ставя их «елочкой». Я практически бросилась вперед. При подъеме смотрю только под ноги, но вот поднимаю глаза и… Вижу Первый столб во всем его величии.

Огромные пласты застывшей магмы водрузились друг на друга самым невероятным способом. Словно кто-то положил эти глыбы друг на друга, да так верно, что они, не будучи скрепленными никакими растворами, держатся вместе. Глыбы-шары, глыбы-лепешки, глыбы-пирамиды. Обходишь скалу, и силуэт ее меняется: То пасть крокодила на вершине покажется, то морда льва, то огромные клещи. А вокруг разбросаны глыбы поменьше. Большая часть из них укрыта воздушным снежным покрывалом. Один такой камень под мягким белым одеялом похож на огромную человеческую голову.

Снег все идет. Погода будто смеется над нами. Словно сами красноярские боги проверяют нашу выдержку. Хотя, что им до нашей выдержки. Быть может так ревностно они оберегают свои чудеса от нашей бесцеремонной фотосессии. Или… Конечно же! Сама природа говорит нам, что она прекрасна сама по себе, а не через мертвое стеклышко объектива. А мы дураки не поняли. Вот оно счастье! Здесь и сейчас. А вовсе не на мониторе холодными зимними вечерами.

Петляя, кое-как пробираемся ко Второму столбу. Обходим его со всех сторон, ищем подходящую «смотровую площадку». Что-то подобное нам удается отыскать. И тут… О чудо! Снегопад прекращается, и выглядывает солнце. Если минуту назад на расстоянии пары метров можно было наблюдать лишь белую стену из снега да едва заметные в этой пелене стволы деревьев, то теперь…

До чего умопомрачительные панорамы! Я-то думала, что я еще где-то внизу, среди леса, а я парю над этой тайгой. Над бездной. Лес надо мной будто танцует, создавая немыслимые волны. И этот хвойный покров вспарывают мощные скалы. Отсюда я вижу не только Первый столб, но и другие останцы. С другой стороны та же картина, но только еще в белой дымке. Неслучайно именно на этом столбе написано гордое «Свобода». И именно здесь в камне вырезаны имена тех, кто, измеряя безграничность этой свободы, был поглощен этой бездной. «От судьбы не уйти», - гласит одна из здешних наскальных надписей.

Здесь все. И величие. И тайна. И простота. И страх. И спокойствие. И красота! И нет больше слов…

Позже я посмотрю во всемирной паутине, что именно Второй столб считается самым высоким местом туристической зоны заповедника - порядка 750 метров над уровнем моря. Сама скала достигает 96 метров, на 10 метров выше Первого. Здесь действительно есть, где разгуляться скалолазам - разнообразие ходов по уровню сложности поражает воображение (мы вот нашли себе относительно пологую серпантинную тропу). Наша программа-минимум здесь выполнена.

Уйти, чтобы вернуться

Безумно хочется пойти дальше к другим скалам. Очень хочется хоть одним глазком взглянуть на Перья, Митру, Деда. Но солнце уже тонет в верхушках деревьев. Перспектива остаться в здешних сугробах без палатки и горячей еды совсем не радует. Почему так быстро бежит время?

Одновременно безумно счастливые и бесконечно грустные отправляемся в обратный путь. Тут же даем себе обещание вернуться сюда еще раз, уже летом, с палаткой (их разрешается ставить только на кордоне «Нарым»). Идем молча. Каждый представляет, как в следующий раз облазит непременно все-все в Центральном районе и, пожалуй, доберется и до диких столбов. Перед выходом останавливаем взгляд на рыжеватых скальных выступах правого склона. Для только пришедших эти гребешки являются своеобразным анонсом предстоящего путешествия. Для нас они - эпилог…

+ добавить комментарий
Ирина | 195.218.182.158

Спасибо, Марина за замечательный рассказ о Столбах. Я - тоже местная и, как многие красноярцы, влюбленная в Столбы. У меня маниакальная потребность бывать на Столбах, как только появляется свободное время. Могу пройти и 20 км, а могу и всего 3-5 км, и повалиться на траву или лавку, коих понастроили для удобства туристов, и замереть от восторга, слушая голос природы. каждый раз ухожу из заповедника с большим сожалением. Господи, есть же красота и величие и могущество и вкусный воздух ... в этом мире! Возникает желание устроиться лесным инструктором, чтобы никогда не разлучаться с магической энергетикой Столбов! А вы обязательно приезжайте еще в гости к нам, если получится, то в сентябре или середине-конце августа, когда уже нет клещей и еще тепло, и можно даже немного полазить, чтобы прочувствовать всю прелесть Столбов.

Лилит | 93.92.114.109
Марина Ярдаева сказал(а):
Врядли вы «обычно» берете с собой пятилетнего ребенка. Да и выход в 7 утра мы проспали ))

Прекрасный слог, Марина. Такое описание может дать лишь тот человек, который искренне полюбил это место.

Татьяна Тебекина | 93.88.166.22

Огромная Благодарность за прекрасный рассказ о моей Родине.Живу на окраине города Красноярска в посёлке Лалетино.На берегу речки Лалетино в доль которой и проходит дорога и тропа по речке на Столбы.Короче-местные Мы!

Перед выходом останавливаем взгляд на рыжеватых скальных выступах правого склона-было написано в очерке-эти выступы скала Чёртов палец или скорее пальцы,только некоторые разрушились со временем.В сентябре 2012 года повела в первые на Столбы своего внука Сашу в 3года9месяцев отроду.Взабрались с ним на Первый Столб и как положено голошем по попе-был посвящен в скалалазы столбисты.Прошёл со мной 25км-все белочки и бурундучки нами были накормлены 26+9=35 штук всего.Домой уходить не хотел-благо дом от турбазы рядом.На следующее утро в 5 ч разбудил вопросом когда пойдем на гору залазить и белочек кормить.В течение похода сним подходили к ручьям и речкам в заповедники и умывали личико руки и топали ножками по воде.Вода снимает усталость и даёт бодрости поход проходит легче.

Предугадывая вопрос про зимние походы скажу-я купаюсь в Енисее круглый год,а на речке Лалетино есть место которое почти ни когда не замерзает.Была там 14.01.2013 и шлёпала босыми ногами по воде и заметила,что стали кидать в воду монетки для новой встречи.

Столбы действительно не обойти за день.Я очень много сейчас езжу в путешествия по Миру и каждый раз возвращаясь сразу бегу на Столбы-похоже те места которые любишь больше сил даруют в награду за Любовь.Каждый раз приходя на Столбы открываю и нахожу что то новое.Добрых Вам Путешествий!!!

Гость | 95.170.180.250

А я сегодня тоже первый раз сходила на столбы, очень впечатлило, очень правда тяжело с непривычки, ноги болят :) дошли только до первого. Пока поднимались видели, что несли парня с поломанными ногами, жесть.

Александр Журов | 178.66.26.139

} Заменил бы на: берите с собой GPS-навигатор. Без «покушать» конешно тоже идти не стоит.

А вот чего брать не стоит, так это сигареты, поверьте. )

Гость | 94.137.200.229

а еще в этих столбах люди теряются, мы этой осенью с подругой были тому свидетелями. и люди огромный совет берите с собой покушать, хоть что-нибудь, не будьте так наивны и глупы как мы))

Марина Ярдаева | 78.37.180.240
Ильич сказал(а):
Какая то короткая прогулка у вас получилась. За день обычно (выход в 7 утра) можно сходить более 2…

Ильич | 95.170.181.85

Какая то короткая прогулка у вас получилась.
За день обычно (выход в 7 утра) можно сходить более 20 километров, пройдя Первый, Второй, Дед, Перья, Четвертый, Манскую Стенку, Рукавички, Митру, Ферму, Нелидовские камни, Первенца, Предтечу, Внучку, Бабку, Столбовскую видовку. Посидеть на Паравозике ;)Попрыгать на Столовой, пообедать на Кухне с видом на Слоника :)